Охрана здоровья обучающихся

Охрана здоровья всегда была важнейшей первоочередной проблемой человека. Здоровое общество могут создать только здоровые люди. Поэтому, здоровье человека - не только его личное дело, но и объект внимания общества, которое заинтересовано в сохранении здоровья человека и его будущих детей.

Устав Всемирной организации Здравоохранения определяет «Здоровье» как: «...состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи, с чем растет число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, соответствующая организация образовательного процесса.

 

Факторы, влияющие на здоровье школьника:

1. Состояние физического развития ребенка.

2. Уровень его физической подготовки и воспитания.

3. Уровень развития физической культуры.

4. Состояние лечебно - оздоровительной работы.

5. Уровень учебной и других нагрузок на организм учащегося.

6. Состояние влияния внешней окружающей среды.

7. Состояние внеурочной воспитательной   работы.

8. Состояние микроклимата в школе и дома.

 

Задачи охраны здоровья обучающихся

1. Обеспечение   оптимальных   условий   среды   жизнедеятельности учащихся;

2. Обеспечение соответствия требованиям образовательного процесса, возрастным анатома-физиологическим особенностям детей:

  • соблюдение   санитарно-гигиенических   требований   к образовательному процессу;
  • использование здоровьесберегающих технологий преподавания предмета;
  • контроль над учебной нагрузкой.

3. Рациональное питание;

4. Физическое воспитание, оптимизация деятельной активности;

5. Повышение роли педагога в формировании здоровья воспитанников;

6. Медицинский контроль над осуществлением профилактики нарушения здоровья.

Здоровьесберегающая деятельность школы организована с целью создания единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворения потребностей и возможностей.

В рамках этой деятельности школы:

  • совершенствовались условия по развитию образовательной здоровьесберегающей среды на основе совершенствования системы управления реализацией Программы «Здоровье».
  • совершенствовались условия для реализации потенциальных возможностей педагогического коллектива и целесообразности использования образовательного пространства.

Большее внимание уделяется в школе качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников.

Реализуемая в школе программа «Здоровье»  обеспечивает механизм формирования здоровьесберегающей образовательной среды. В школе внедряются новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Одним из главных направлений деятельности педагогического коллектива является забота о здоровье школьников, создание и улучшение условий, гарантирующих социальную их защиту, выполнение областных и районных программ «Здоровье», пропаганда здорового образа жизни, ежегодное оздоровление детей в лечебно-профилактических санаториях.

В учебно-воспитательном процессе используются здоровьесберегающие технологии в обучении школьников, созданы комфортные психологические условия для успешной учебы, используется педагогика сотрудничества, учение без принуждения, создаются ситуации успеха, учащимся предоставляется выбор форм и видов учебной деятельности, полностью выполняются все санитарно-гигиенические нормы.

Здоровьесберегающие технологии в школе реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, личностно-развивающих ситуаций. Предполагается активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

В учебный план введен третий час физической культуры. Во второй половине дня работают спортивные секции по волейболу, дзюдо. Охвачено спортивно-массовой работой 70% школьников. Заряд бодрости получают дети во время занятий в спортивных секциях.

Педагоги начальной школы используют здоровьесберегающие технологии Базарного. Для учащихся созданы условия, позволяющие сохранять и укреплять здоровье на уроках и во внеурочной деятельности.

Основные принципы технологии В. Базарного:

  • учебные занятия в них проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым, сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма;
  • в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке специальные офтальмотренажеры . Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета;
  • с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный "Экологический букварь" (картина-панно), расположенный на одной из стен класса;
  • важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе.

В начальной школе часто проходят лекции медиков по профилактике различных заболеваний, классные часы и беседы о здоровом образе жизни, подвижные игры на переменах. Спортивный час проводится также в группе продлённого дня, помимо обязательной прогулки на свежем воздухе, независимо от времени года. Довольно часто в школе проводятся дни здоровья, где проводятся спортивные командные соревнования. Уроки физической культуры проходят не только в спортивном зале, но и на улице. С большим удовольствием ребята посещают спортивные секции «Дзюдо» и «Волейбол». В дополнение к вышеперечисленным занятиям проводятся уроки «Лечебной физкультуры», которые благотворно влияют на психологическое, эмоциональное и физическое развитие школьника.

В рамках реализации ст. 41. главы 4 Федерального закона РФ от 21.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в школе организовано оказание доврачебной медицинской помощи: работает медицинский кабинет, классные комнаты обеспечены медицинскими аптечками.

     

Организовано горячее питания обучающихся. Ведется активная пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда.

Созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом: организована работа спортивных секций (волейбол, дзюдо и т. п.). Осуществляется контроль за внеучебной занятостью спортивного зала школы. Организованы спортивные праздники (День здоровья, весенний и осенний кросс, «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»). Обучающиеся школы принимают участие в районных и областных мероприятиях спортивно-массовой направленности. Проводятся спартакиады, спортивные соревнования среди обучающихся. Проводятся мероприятия спортивно-туристской направленности, туристические и поисковые экспедиции. Проведится разъяснительно- пропагандистская работа среди обучающихся о здоровом образе жизни.

Организовано прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров (согласно плану). Приоритетными мероприятиями  в профилактической работе школы являются  инфекционные заболевания ОРЗ, гриппа. В целях профилактики в этом учебном году проводилась вакцинация обучающихся.

Большое внимание уделяется профилактической работе с обучающимися и их родителями. В школе организована работа по профилактике вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах обучающиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений и др.  Индивидуальная работа проводится с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.

В рамках профилактики несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе проводятся инструктажи, беседы, обучающие занятия.

Медицинским работником совместно с классными руководителями, преподавателем физической культуры ведется:

  • текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
  • санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья обучающихся;
  • контроль за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов во всех сферах жизнедеятельности школы.

Памятки:

О вредных привычках

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников